Главная страница | Наша библиотека | Групповые ирландские танцы - Кейли
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Групповые ирландские танцы - Кейли (Ceili) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ирландские танцы в своем многообразии помимо сольного исполнения существует еще и в виде групповых или командных танцев - танцев Кейли (Ceili). Перевод кельтского слова кейли (ceilidh) – праздник, вечеринка – дает нам представление о том, где исполнялись танцы с одноименным названием. Понятие «кейли» сохранило свой изначальный смысл в современном ирландском языке, но все же чаще используется в более узком – для обозначения определенного вида танцев. В Ирландии и в близкой по духу и культуре танца Шотландии – это социальные танцы, то есть танцы-общение для некоторого количества танцоров: пары, сета (группы от 4-х до 16-ти человек) или построений из большого количества человек ("круга", "шеренги", "улицы" и т.д.). Часто даже в парных танцах происходит смена партнеров, чтобы каждый участник мог потанцевать со всеми, никому не обещая танец отдельно. Кейли-танцы были всегда долгожданным развлечением на праздниках в деревнях и пабах. Общедеревенские события зачастую были единственным способом познакомиться парню с девушкой, а также возможностью в неформальной обстановке оценить будущих женихов и невест. Сейчас под ирландскими кейли чаще всего подразумевают 30 танцев, описанных в книге «Ar Rinncide Foirne», а также малые фигурные танцы, похожие по стилю, исполняемые на соревнованиях по ирландским танцам небольшими группами, а именно - двойками и тройками - в числе двух и трех человек. Это связано с деятельностью в Ирландии Гаэльской Лиги. Стараясь возродить истинное ирландское танцевальное искусство, Лига все же значительно его деформировала, введя стандарты, где объявила только тридцать описанных танцев истинно ирландскими и запретив танцевать остальные как "недостаточно ирландские". Таким образом, из понятия ирландские кейли выпал целый пласт народных сетовых танцев, которые сейчас не только изучаются отдельно, но и не являются предметом соревнований практически всех известных на сегодняшний день комиссий по ирландским танцам. «В начале двадцатого века кейли были весьма популярны в большинстве областей Ирландии. Люди преодолевали значительные расстояния, чтобы принять участие в танцах. В крупнейших городах танцевальные залы были забиты тысячами желающих потанцевать. Пример Дублина может дать представление о ситуации в общенациональном масштабе. В Дублине ceilis проводились каждое воскресенье в Круглом зале Mansion House. Каждую неделю зал заполнялся до отказа и часто знак «full house» (заполнено) вывешивался задолго до официального времени начала мероприятия. /…/ Кейли поддерживали ирландские танцы как живую часть культуры как в Ирландии, так и за ее пределами, свыше сотни лет. Кроме тридцати танцев, описанных в трех книгах сборника, существует великое множество других популярных кейли-танцев. Кейли могут танцевать дети, молодежь и взрослые, и для некоторых танцоров нет большего удовольствия, чем танцевать 8-hand Jig или The High Cauled Cap в компании хороших танцоров». Frank Whelan «The Complete Guide to Irish Dance» Современные ирландские кейли-танцы требуют значительной подготовленности исполнителя. Не смотря на то, что все танцы строятся на основе небольшого количества базовых шагов (side step, threeses, promenade step, rising step и rise and grind и т.п.), изучаемых всеми танцорами на самых первых занятиях, общая хореографическая конструкция, состоящая из Body (основная главная составляющая танца) и множества фигур, не позволит вам сразу влиться в круг танцующих. Но обо всем по порядку. Ирландские кейли представляют собой групповые фигурные или линейные танцы, которые исполняют как на соревнованиях по ирландским танцам, так и для развлечения на танцевальных вечеринках. Исполняются только в мягкой обуви. Количество людей, которое может принять участие в том или ином танце, строго регламентировано (см. таблицу ниже). В танцах, где не оговаривается конкретное число, обычно определяется чему будет кратно число участников (2-м, 3-м или 4-м). В кейли-танцах используется несколько начальных построений танцоров: • круг - танцоры парами берутся за руки, образуя круг; • шеренга - танцоры выстраиваются в две шеренги, девушки напротив молодых людей; • сет - от двух до восьми пар на одинаковом расстоянии друг от друга образуют треугольник, квадрат или многоугольник; • улица или колонна - к сету из двух пар спина к спине строится следующий сет, к ним следующий и так далее, в зависимости от количества желающих танцевать и свободного места. Улица может также строиться из троек танцоров (две партнёрши с одним партнёром) и четвёрок (две пары рядом). Для танца характерны сложные перестроения внутри своего сета. В танцах шеренгой и улицей после окончания основного сюжета партнёры оказываются на других местах и начинают танец снова с другими контр-партнёрами, поэтому такие танцы могут быть массовыми и их называют еще линейными (прогрессивными), которые могут продолжаться до бесконечности (long dance, progressive dance). Есть кейли, перестроения в которых идет все время по кругу и в парах, и в общей массе. Это "круглые танцы" - round dance. Танцы в сете обычно имеют сложное строение с вступлением, завершением, телом («Body» - часть танца, которая может повторяться несколько раз), и фигурами, которые танцуются между «боди» и могут не повторяться или повторяться относительно других пар танцоров. Поэтому такие ирландские танцы называют фигурными кейли. Эта же структура характерна для многих народных танцев, в том числе для другого вида ирландского танцевального искусства – сетовых ирландских танцев, родственных французским и русским кадрилям. Музыка для кейли-танцев хоть и похожа на ту, что используется для сольного танцевания, все же имеет свои особенности. В первую очередь – скорость исполнения; она будет зависеть от того, на основе какого базового элемента исполняется танец: в случае если движения идут через "шаг-променад" (основной базовый элемент многих танцев кейли), музыка может быть медленнее; если это "прыжок" (характерный прыжок для кейли танцев с согнутой впереди ногой как замена шагу променадом) - музыка исполняется быстрее. У некоторых кейли-танцев есть свои уникальные мелодии, обычно по названию которых и именуются сами танцы - The Sweets of May, The High-Cauled Cap, Humours of Bandon, The Rakes of Mallow, St. Patrick’s Day, Hastle to the Wedding, Trip to the Cottage, Lannigan's Ball. Несколько кейли могут исполняться под рекомендованные мелодии: The Gates of Derry танцуют под сингл джигу Quakers Wife, а в Siege of Carrick может использоваться джига Haste to the Wedding. Обособленно стоит кейли-танец Three Tunes, который танцуют под композицию, состоящую из трех традиционных ирландских мелодий - джиги Haste to the Wedding, хорнпайпа Leslie's Hornpipe и рила The German Beau. Все другие кейли-танцы исполняются под любые подходящие по скорости и характеру танца мелодию. То есть по разнообразию музыки (в первую очередь по музыкальному размеру) кейли-танцы ничуть не уступают сольным: здесь и рилы, и джиги, и даблджиги, а также хорнпайп. С чего же обычно начинают изучать кейли-танцы? Здесь нет однозначного ответа. Некоторые преподаватели предпочитают начинать с фигурных танцев для 2-х и 3-х человек. На них отрабатывается базовая техника и принципы передвижения. 2-hand Reel и 3-hand Reel не вошли в число описанных 30-ти танцевальных композиций, поэтому у преподавателей есть небольшая свобода в сочинении хореографии. Но здесь необходимо сделать акцент на слове «небольшая», так как все комиссии по ирландским танцам регламентируют исполнение этих танцев: количество тактов, разрешенные элементы или движения рук. Например, по правилам W.I.D.A. существуют Traditional 2-hand и 3-hand Reel, где разрешены только базовые традиционные движения ног и рук, и Modern 2-hand и 3-hand Reel, где можно использовать более сложные элементы. Второй ступенькой в освоении кейли обычно становятся уже описанные в книге танцы для 4-х и 6-ти человек, т.е. те танцы, которые построены на взаимодействии двоек и троек. Это: Walls of Limerick, 4-hand Reel, Humours of Bandon, Fairy Reel, The Duke Reel, Siege of Carrick, Siege of Ennis, Harvest-Time Jig, Glencar Reel, The Rakes of Mallow. Далее обычно изучаются массовые танцы, где взаимодействую пары, причем число таких пар в некоторых случаях неограничено. Это: The Bridge of Athlone, Haste to the Wedding, Rince Fada, An Rince Mor, Antrim Reel, Bonfire Dance. Только достигнув определенного мастерства и наработав достаточное количество и качество танцевальной техники переходят к изучению сложных сетовых композиций на 8, 10, 12 и 16 человек: The Sweets of May, The Gates of Derry, The Cross Reel, 8-Hand Reel, 8-Hand Jig, Morris Reel, The Three Tunes, St.Patrick's Day, High-Cauled Cap, Trip to the Cottage, Sixteen-Hand Reel, Lannigan's Ball, Haymakers Jig, The Waves of Thory. Плюс ко всем описанным танцам могут создаваться и авторские кейли-танцы, например, в W.I.D.A. это Tara Reel. Вашему вниманию видео нескольких примеров групповых танцев.
На фото: танцоры школы ирландского танца Килларни Все статьи сайта написаны участниками нашего коллектива и являются уникальными. Размещение наших статей на ваших ресурсах возможно только с разрешения администрации сайта и с обязательной активной гиперссылкой на этот источник. © Killarney Irish Dance School 2013 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||